Развитие рынка технической литературы в цифровом формате

08.12.2013

В настоящее время большиство издателей технической литературы рассматривают возможность или уже применяют различные технологии по оцифровке книг, в частности издательства создают электронные версии печатных изданий, используя актуальные способы доведения книг до читателя.

Так, в попытках прямых контактов с потребителем, некоторые издатели использовали профильных дистрибьюторов, в то время как другие контролировали использование своих текстов. Кроме того, библиотеки могут использовать издательства в качестве агрегаторов. К примеру, «Book Services» издательства научных журналов «Blackwell» (с 2007 года входит в «Wiley») интегрировало платформу для электронных библиотек ebrary с собственной системой «Collection Manager workflow», позволяющей искать, сортировать и упорядочивать академические и научные издания. 

По всем признакам прорыв в направлении перехода на цифровые носители, должны были совершить американские издатели, однако вопрос защиты авторских прав сдерживал этот процесс. Еще один сдерживающий фактор – вопрос контроля финансовых поступлений от использования контента, доступного в интернете, в разных странах. Принцип «добросовестного использования материала, охраняемого авторским правом», позволяет читателям в США получать лишь библиографические данные плюс несколько коротких выдержек по теме поиска. В Великобритании и других странах Европы свободный поиск возможен лишь по книгам с истекшим сроком авторского права, в противном случае доступ к источнику также ограничен. Конечно, ведущие издатели электронных учебников и книг, стараются всячески стимулировать интерес к этому продукту, и отчасти добились в этом неплохого результата. «John Wiley & Sons», начав с 300 наименований в 2001 году, сейчас продает несколько тысяч наименований в электронном формате. Стратегия «Springer», одного из ведущих издателей STM-литературы, который начал продавать цифровые версии своих изданий с 2004 года, – максимально либерализовать доступ к е-версиям новых изданий для библиотек и корпоративных клиентов без технических ограничений по их использованию. 

Благодаря усилиям вышеназванных и других компаний доходы от STM-литературы в США и Европе по информации компании «Electronic Publishing Services», например, в 2008 году превысили 10 млрд. долларов, причем на электронный формат придется 60% этой суммы. Во многом интерес к цифровым технологиям у издателей спровоцирован структурными изменениями в образовании. Так, падение спроса на учебники среди студентов отразилось и на издателях, и на книжных магазинах. Среди причин спада называют и повышение стоимости обучения, и дороговизну учебников, и расширение рынка подержанных книг на «Amazon» или «eBay». Кроме того, при растущей модульности обучения студентам нужны всего одна-две главы из каждого учебника. 

В ответ на эту тенденцию «Pearson», имеющий большой издательский портфель по различным направлениям научного знания, начал выпускать издания, выполненные под конкретный учебный курс и представляющие собой своеобразный «дайджест» информации по теме. Одновременно происходит очевидный сдвиг в высшем образовании от классической книжной учебной литературы к образовательным порталам, отмечает журнал "Книжная индустрия". Начало этому направлению было положено в сфере литературы по бизнесу, маркетингу и экономике с постепенным переходом к техническим дисциплинам. Итак, сегодня мы являемся свидетелями принципиальных перемен в образовании. Интернет значительно расширил возможности доступа к знанию, позволил издателю установить контакт не только с преподавателями, но и со студентами. Университетский книжный магазин – лишь одна из возможностей выйти на читателя, который, в свою очередь, испытывает все меньшую потребность в бумажной книге. Однако однозначного и легкого пути включения издательств и книжных магазинов во всеобщую цифровую революцию не существует. Стоимость POD еще достаточно высока, кроме того, пока еще не развита практика контроля и защиты авторских прав на цифровые произведения (DRM). Кого ждет успех на этом пути? Откажутся ли авторы от услуг издательств? Станут ли книжные магазины мини-издательствами? Видимо ответы на эти вопросы появятся в ближайшем будущем.

Выдающиеся разработки российских ученых в области газификации конденсированных топлив →

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий