Механизация строительных и ремонтных работ в трубопроводном транспорте углеводородов
В настоящее время сооружение газонефтепроводов невозможно представить без использования мощной строительной техники, способной работать в сложных природно-климатических условиях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Заполярья.
Дальнейшее развитие трубопроводного транспорта России будет обеспечиваться сооружением сверхдальних магистралей нового поколения с высоким уровнем безопасности, надёжности и эффективности, достигаемых, в том числе за счет снижения собственного энергопотребления и использования высокого давления.
Совершенно очевидно, что не следует делать ставку на приобретение импортной техники, а проводить политику импортозамещения. Из серийно выпускаемой отечественной техники для механизации работ при прокладке газонефтепроводов высокого давления можно рекомендовать:
- трубоплетевозы грузоподъёмностью до 30 т;
- снегоболотоходы грузоподъёмностью от 10 до 30 т;
- гусеничные трубоукладчики с грузовым моментом от 50 до 108 тс·м;
- современные трубозахватные и трубоподъёмные средства;
- трубогибочные станки Кропоткинского машзавода;
- отечественные станки для обработки торцов труб;
- тяговые лебёдки ЛП152 и ЛП302;
- лебёдки скреперные с тягой 30 тс – ЛС302;
- оборудование для бестраншейной прокладки газопроводов методом наклонно направленного бурения;
- колесные сварочные агрегаты мощностью 100 и 200 кВт;
- гусеничные сварочные агрегаты мощностью 100 кВт;
- роторные траншейные экскаваторы типа ЭТР 254А для использования на отдельных участках.
К специфике механизации трудоёмких процессов при строительстве и ремонте магистральных трубопроводов большого диаметра и высокого давления следует отнести:
- новые конструктивные и технические решения;
- существенное повышение толщины стенок труб, трубных деталей и соответственное увеличение их массы;
- изменение жёсткости плетей за счёт использования труб более высокого класса прочности Х80, X100;
- новые технологии сварки и новые сварочные материалы для обеспечения высоких показателей предела текучести сварного соединения;
- усложнение транспортных и грузоподъёмных операций, трубоукладочных работ;
- выполнение переходов методом наклонно направленного бурения, а также повышенные требования к обеспечению безопасности эксплуатации с минимальным уровнем риска.
Это далеко не полный перечень специфики строительства трубопроводов высокого класса. Практически все традиционно применяемые технологические операции сооружения линейной части магистральных трубопроводов должны претерпеть изменения.