20.03.2019
Электрооборудование автомобилей представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электрических и электронных устройств, приборов и систем, обеспечивающих надёжное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.
Коммутационная аппаратура объединяет в себе устройства прямого и дистанционного действия. Современные тенденции развития коммутационной аппаратуры предполагают вытеснение кнопочных и клавишных выключателей и переключателей сенсорными устройствами, способствующими формированию эстетического облика передних панелей автомобилей. Однако в тех случаях, когда выключатель отвечает за безопасность движения (например, аварийная световая сигнализация), с эргономической точки зрения предпочтительным остается использование механических устройств.
Электротепловые реле, обеспечивающие прерывистый режим работы стеклоочистителей и указателей поворота, окончательно вытеснены электронными реле, выполненными на микросхеме. На замену электромагнитным реле, долгое время выполнявшим функции дистанционных выключателей, приходят бесконтактные ключи на основе силовых транзисторов. Они обладают большим быстродействием, повышенной надежностью (благодаря отсутствию подвижных деталей), снижают потребление электроэнергии.
Что касается защитной аппаратуры, гарантирующей пожарную безопасность автомобилей, то по-прежнему большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями однократного действия. Применение автоматических выключателей многократного действия сдерживается их большими габаритами и высокой стоимостью.
Вся деятельность водителя мобильной машины (шофёра, тракториста, механизатора) состоит из получения, переработки информации и принятия исходя из неё каких-то решений. По напряжённости работа оператора мобильной машины стоит на третьем-четвёртом месте после лётчика, авиадиспетчера, диспетчера энергосистем и т. п.
По назначению информацию можно разделить на внешнюю (дорожная, производственная обстановка для транспортно-технологических машин), внутреннюю (режимы работы агрегатов машины, их техническое состояние) и дополнительную (общение с пассажирами, аудио- и видеоинформация и т. п.); по степени важности – на оперативную, требующую постоянного контроля, вспомогательную, требующую контроля, но не требующую немедленных решений, и развлекательную; по объёму – достаточную, избыточную и недостаточную.
Автомобильная информационно-измерительная система является составной частью современного автомобиля и предназначена для сбора, обработки, хранения и отображения информации о режиме движения и техническом состоянии автомобиля, а также окружающих его внешних факторах. Для этой цели на автомобиле устанавливаются контрольно-измерительные приборы (КИП) и различные дополнительные устройства: бортовая система контроля (БСК), система встроенных датчиков (СВД), маршрутный компьютер (МК), навигационная система.
Существенное изменение конструкции генераторов произошло на рубеже начала XXI века, когда появились так называемые компакт-генераторы, обладающие изменённой системой охлаждения, контактными кольцами, вынесенными за пределы задней крышки, и приводимые во вращение поликлиновым ремнём, допускающим большее передаточное отношение.
Рост мощности генераторов при сохранении воздушного охлаждения ограничен величиной 3–4 кВт, поэтому ряд производителей (Audi, BMW) автомобили представительского класса штатно оборудуют генераторами жидкостного охлаждения, что улучшает теплоотвод, способствует снижению уровня шума и повышает коэффициент полезного действия.
Увеличение мощности потребителей приводит к увеличению сечения проводов, длина которых в современном автомобиле может достигать нескольких километров. Для снижения токов, циркулирующих в бортовой сети, необходимо увеличение напряжения бортовой сети. В настоящее время разработаны схемы перехода на напряжение 48 В, а в ряде случаев (автомобили Audi SQ7, Bentley Bentayga, Lamborghini Urus) такой переход частично реализован для ряда энергоёмких потребителей.
Дальнейшее увеличение мощности возможно при замене генераторов на устройства, совмещающие функции генерирования энергии и запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС) – стартер-генераторы. Применение подобных устройств позволяет использовать рекуперацию энергии – преобразование накопленной кинетической энергии в электрическую в процессе замедления и торможения автомобиля.
Таким образом, значительные изменения в конструкции систем электроснабжения автомобилей не отражены в учебной или методической литературе, поэтому разработанное пособие будет востребованным у широкой аудитории.
Комментарии
Пока нет комментариев