11.12.2019
Развитие промышленности и рост производительности труда неразрывно связаны с комплексной механизацией и автоматизацией технологических процессов. К ним относят и высокопроизводительную легко автоматизируемую контактную сварку, которая детально рассмотрена в учебнике "Технология и оборудование для контактной сварки" и обеспечивает высокое качество и повышенную работоспособность многих сварных конструкций.
Контактная сварка осуществляется с местным нагревом деталей электрическим током и их пластической деформацией на участках нагрева. Местный нагрев достигается за счет повышенного сопротивления электрическому току на участках контакта между свариваемыми деталями. Это сопротивление называется контактным, а сварка, при которой оно служит для концентрированного местного нагрева, – контактной.
Получение сварных конструкций с заданными эксплуатационными свойствами обеспечивается соответствующей технологией и оборудованием. Технология – перечень сведений о способах и режимах обработки и сварки деталей. При производстве сварных узлов к этим операциям можно отнести непосредственно сварочные и вспомогательные операции, например, подготовку поверхности, сборку, контроль качества соединений и т. д. Сварочное оборудование – комплекс устройств (механических и электрических), обеспечивающих выполнение заданной технологии производства сварных конструкций. Оборудование состоит из машины, средств механизации и автоматизации, аппаратуры управления технологическим процессом сварки. Для каждого способа контактной сварки создана серия универсальных и специальных машин, различающихся степенью механизации и автоматизации основных сварочных и вспомогательных операций.
Титановые сплавы благодаря сочетанию уникальных физико-химических характеристик находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, особенно там, где требуется малая удельная масса, устойчивость к воздействию высоких и криогенных температур и т. д. Помимо летательных аппаратов, они все шире используются на транспорте, в химическом машиностроении, судостроении, промышленном и гражданском строительстве. Этому способствует рост объема производства полуфабрикатов из этих сплавов.
Основным технологическим процессом в производстве конструкций из алюминиевых сплавов является сварка.
Наибольшее распространение в отечественном и зарубежном машиностроении получили технический титан (σв = 350–450 МПа) и его низколегированные сплавы (σв = 800–900 МПа). Успешно преодолены затруднения при сварке титана, вызываемые большой химической активностью металла в расплавленном состоянии и при повышенных температурах. Освоена сварка разнообразных изделий из титана, в том числе изделий ответственного назначения, изложено в учебном пособии "Металловедение сварки титановых сплавов". Внедрены в производство новые способы сварки титана, специализированная сварочная аппаратура, оригинальные устройства и приспособления. В нашей стране и за рубежом создано большое количество сплавов с α, (α + β) и β-структурой. Более широко стали применять термическую обработку титановых сплавов. Если раньше отжиг проводили с целью устранения внутренних напряжений, то в последнее время в практику внедряются методы изотермического отжига, закалки и старения для получения необходимой структуры и свойств.
Со времени создания первого отечественного цельнометаллического самолета из дуралюмина и по сей день алюминиевые сплавы – один из доминирующих конструкционных материалов в авиастроении. Из алюминиевых сплавов изготавливают силовые элементы, обшивку, а также топливные и масляные баки. Неоднократно предпринимались попытки заменить в летательных аппаратах алюминиевые сплавы другими материалами – титановыми, композитными сплавами и др. Однако алюминиевые сплавы продолжают широко использоваться в конструкциях ракет и искусственных спутников. Из них изготавливают обшивку и силовой набор для автобусов, корпуса пассажирских и грузовых вагонов для сыпучих материалов. Большие преимущества дает применение алюминиевых сплавов в скоростных поездах. Алюминиевые сплавы все шире используют в судостроении как в цельноалюминиевых судах, так и в надстройках стальных судов. Перспективно использование алюминиевых сплавов в автомобилестроении, так как оно позволяет экономить горючее.
Применению алюминиевых сплавов способствует также то, что объем его выпуска растет более ускоренными темпами, чем стали. Производство большей части упомянутых изделий и конструкций, за немногим исключением, немыслимо без сварки, и в особенности сварки плавлением. Почти все известные способы сварки плавлением стали (ацетиленокислородная, дуговая с защитой флюсами или инертными газами, электронным лучом в вакууме) были апробированы и модернизированы для сварки алюминия. Однако, несмотря на достигнутые успехи, среди исследователей все еще сохраняются значительные разногласия по ряду вопросов металлургии, например по механизму образования пор и горячих (кристаллизационных) трещин. Остается недостаточно ясной роль пластичности металла в интервале хрупкости. Нет единого представления о температуре начала образования такого рода дефектов. В большой мере это связано с трудностями изучения быстротечных явлений при высоких температурах. Поэтому продолжение работ в области металлургии сварки алюминия и его сплавов остается актуальной задачей и подробно рассмотрено в учебнике "Современные технологии сварки плавлением алюминиевых сплавов".
Дуговая сварка занимает ведущее место в сварочном производстве. Повышения качества и производительности при изготовлении сварных конструкций можно достичь как путем совершенствования и разработки новых технологических процессов дуговой сварки, так и в результате роста уровня механизации и автоматизации сварочных работ. Важнейшая роль в этом принадлежит разработке и освоению в производстве оборудования, отвечающего современным требованиям.
В нашей стране разработано и выпускается электросварочное оборудование для всех основных способов дуговой сварки: покрытыми электродами, под флюсом, плавящимся электродом в защитных и инертных газах, неплавящимся электродом.
Имеющиеся данные по различным видам источников питания для дуговой сварки разбросаны в различных литературных источниках, что затрудняет их использование при изучении и выборе оборудования.
Автор учебника «Источники питания для сварки» считал своей основной задачей отбор и систематизацию наиболее важных сведений об источниках питания для дуговой сварки и достаточно популярное их изложение, рассчитанное широкий круг читателей – студентов высших учебных заведений, инженеров-технологов, проектировщиков и других специалистов электросварочного производства.
Комментарии
Пока нет комментариев